«

»

Май 22

Как важно воспитывать ребенка с ранних лет жизни

pravoslavnoe vospitanieВсякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретённые человеком в детстве, по большей части, остаются в нём на всю жизнь. Душа ребёнка впечатлительна, мягка, как воск. Что на ней отпечатлеешь, то и останется. [1]. Будешь учить детей добру, — из твоих детей выйдут порядочные люди; будешь учить дурному, — выйдут дурные люди. Мало того, что в детстве нужно учить всему хорошему и разумному; нужно, кроме того, в раннем, впечатлительном детстве оберегать от всего дурного – от дурных слов, действий и всяких дурных примеров, ибо наукою доказано, что человеческая душа с самого раннего младенчества, — даже с двухмесячного возраста всё запоминает и усваивает. А потому при грудных даже детях нельзя ничего худого ни делать, ни говорить. [2].
Чему научишь в детстве человека, что он будет в это время видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь. Всякий знает, как велика сила привычки. Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай. Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что их господа долго не возвращаются, завладели их имением и женились на их жёнах. Спустя долгое время возвратились их господа, но не могли справиться с рабами. Тогда они начали хлопать бичами, которыми обыкновенно наказывали рабов, и рабы смирились. Вот как велика сила привычки. К чему человек привык – от того ему трудно отвыкнуть. Отсюда видно, как важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни.
Некоторые родители совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем их возрасте. Сделал ребёнок дурное дело, неразумный родитель говорит: «а, ничего, еще ребёнок – не смыслит, вырастет – не станет этого делать». И растёт этот ребёнок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и не возрадуетесь – так он кисел и горек. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый, вырастает впоследствии этот ребёнок рабом своих беспорядочных наклонностей; раннее худое поведение переходит у него в навык – и становится он негодным человеком общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих. [3].

 

5 комментариев

Перейти полю для комментария

  1. kinderok

    Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.

    1. Дмитрий

      Насколько мне известно это шестой год

  2. Kinderok

    Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание к родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.

  3. Евгений

     Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира.
       Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность — все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию.
       Некоторые могут думать, что вдвоем легче идти по пути ко спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному»(Еккл. 4:9). Но так бывает не всегда, и в жизни довольно часто можно видеть случаи, о которых говорит Господь: «Враги человеку — домашние его» (Мф. 10:36).
       Есть и еще одна особенность жизни в миру, которая для христианина делает ее более трудной, чем жизнь в монастыре. О последней повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает путь иноков. Духовный опыт мирян, отраженный в литературе, значительно беднее.
       Конечно, Священное Писание и прежде всего Евангелие содержит всю полноту истины, необходимой для спасения мирян. Но истины евангельские и правильное приложение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через предание и разъяснение их св. отцами. К сожалению, приложение евангельских истин к разрешению вопросов о духовном воспитании детей освещено сравнительно слабо в духовной литературе.
       Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?
       Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее образование. Третьи — прилагают особые усилия, чтобы развить в детях природные дарования, и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых.
       У родителей-христиан не то должно быть первой и основной целью воспитания. Они прежде всего и более всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос»(Гал. 4:19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя»(Мф. 22:37-40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов прп. Серафима).
       Если достигнут родители этого, то все остальное: и образование, и развитие дарований, и здоровье — все приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
       Прп. Серафим говорил одной матери:
    «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».
       Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей? К этой цели следует подойти путем систематического подбора материала по этому вопросу, взятого из текста Священного Писания, творений отцов Церкви, жизнеописаний святых и подвижников благочестия и опыта благочестивых педагогов и мирян.
       При решении всякой задачи следует, как говорят мудрецы, искать идеального решения. «Поставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и фактических возможностей.
       В самом важном для родителей деле — деле духовного воспитания детей — следует также бояться той «теплохладности», которая неугодна Господу (Откр. 3:15). И хотя бы в этом отношении указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут расходиться с современными взглядами — не будем отвергать эти указания и этот опыт.
       Не будем повторять слова тех, которые некогда говорили, слушая Христа: «Какие странные слова! Кто может это слушать?»(Ин. 6:60). Вспомним совет великого апостола: «Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым»(1 Кор. 3:18).

    1. Дмитрий

      О христианском воспитании детей постараюсь опубликовать в ближайшее время в рубрике Мир духа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *