«

»

Сен 07

со времен древности человечество волновала проблема существования зла в мире

 

Статья в большей степени адресована не столько христианам, сколько “нечестно неверующим», т. е. тем, кто просто не хочет, чтобы Бог был, и выдумывают для этого всевозможные оправдания своего неверия.

zloСразу хочется заметить, что для атеистов и для тех людей, кто наделяет Бога злым характером, либо характером, где смешаны добро и зло, проблемы зла не существует. Кроме того, проблема зла возникает лишь при условии, когда Бог в нашем сознании предстает как абсолютное Благо и Доброта. Нужно заметить, что никакая другая религия кроме христианства не объясняет данную проблематику, пусть даже и отчасти.

Еще со времен древности человечество волновала проблема существования зла в мире. Так, у Эпикура (III век до Р.Х.) встречаем классическую философскую формулировку поэтому трудному вопросу: если Бог хочет помешать злу, но не может, Он не всемогущ; если Он достаточно силен, чтобы не допустить зла, но не хочет делать этого, Он не добр и не доброжелателен; если Он не может и не хочет предотвратить зло, тогда вообще нет достаточного основания считать Его “безупречно совершенным божеством”; если Он и может и хочет встать на пути зла, тогда невозможно объяснить присутствие этого зла в нашей жизни. Таким образом, на основании того, что зло несомненно существует, делается неверный вывод, что не существует Всемогущего и Всеблагого Бога, допускающего зло в мире.

Зло не есть какая-либо сущность, которая имела бы действительно самостоятельное бытие, подобно созданным Богом элементам и силам вселенной. Различают физическое и нравственное зло. Нравственное зло — следствие злоупотребления разумными существами своей свободой, которой наделил их Творец. Существует зло в трех формах:

1) в природе (физическое зло) — стихийные бедствия, болезни, опустошение флоры и фауны и т.д.;

2) в человеке (нравственное зло) — греховные мысли и дела;

З) на духовном уровне (берущее свое начало в потустороннем мире) — демоническое зло, где свобода падших ангелов всецело направлена на противление Богу и вред человечеству.

Что касается физического зла, то оно не является злом в строгом смысле слова. Катастрофы, землетрясения, наводнения и т.п. воспринимаются человеком субъективно как зло, но они не суть зло сами по себе, а лишь по отношению к человеку. Стихийные бедствия, войны — это не расплата за человеческие дела, понимаемая в юридическом смысле: сделали — получите. Таков нравственный порядок, установленный Богом. Камень, брошенный в небо, падает на того, кто его бросил. Не Бог карает, а существует духовный закон воздаяния — зло порождает другое зло.

Интересно рассуждает о присутствии зла в мире великий математик Лейбниц:
“Сказать же, что мироустройство без страдания и греха во всяком случае лучше, чем с их (временным – ред.) присутствием в мире, нет основания, т.к. частное зло в этих отношениях может служить в общем плане мира средством более великого блага, чем то было бы при других условиях. Бог не хочет страдания и греха, но, создав наилучший мир, Он допускает в нем всю ту их меру, которая неизбежна для осуществления плана этого мира”. Христианство не считает ‚что этот мир — наилучший из миров, лучше которого нет, поэтому с Лейбницем можно согласиться при условии, что под “великим благом” он подразумевает все — таки более совершенный мир.

Нельзя не коснуться темы невинных страданий детей, праведников и т.д. Смысл этих страданий можно понять толькос точки зрения Вечной жизни. Невинные страдания не осмысливаются сточки зрения правовой, юридической. Такие страдания являются жертвенными, поскольку они, чаще всего, обусловлены не личными грехами, а грехами “ближних” (Лк.1О: 26-27) и проистекают из духа любви, сострадания. Страдают не за что-то, а ради чего-то. Люди, жертвуя собой, отдавая свою жизнь за других, не спрашивают, справедливо ли пострадать за них (пожар, несчастный случай, война). И, порой жестоко страдая, радуются такой возможности проявить жертвенную любовь и сострадание. Страдания детей служат исправлению родитёлей и всех окружающих, облагораживают их, эти страдания спасают души и самих младенцев. “Бог знает, что они были бы порочными, а потому наперед связывает их наказаниями, как бы какими путами” (Св. Иоанн Златоуст). Бог присутствует в мире, страдания в мире — это и Его страдания, и когда младенец болеет и умирает, в нем страдает и Бог. Это призыв! Это вопрос Божий к нам:
как мы поступили в этой ситуации, проявили ли милосердие и сострадание? Мы не должны только лишь философствовать о страдании, а должны действенно проявлять любовь к страдальцу.

Только с признанием Бога-Любви и вечной жизни личности и можно увидеть глубокий положительный смысл всех человеческих страданий. И если такого Бога нет и вечности нет, то все эти страдания с атеистической точки зрения являются лишь игрой слепых сил природы, случайностей или безнаказанным произволом человеческой жестокости, и являются бессмысленными.

Бедствия и болезни не всегда являются наказанием за человеческие грехи. Представьте, что все грешники на Земле живут плохо, болеют и т. д., а у добрых все было бы гладко и блестяще. Тогда бы люди побежали в сторону добра не ради добра и блага, а ради того, чтобы избежать бедствий. И вот, чтобы не было корыстного отношения к добру, добро и зло распространяются в жизни вперемешку.

Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения сначала в мире бесплотных духов (ангелов), а затем в роде человеческом (Адам и Ева) и отразилось на всей живой природе. Однако грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Сам Господь Иисус Христос стал Человеком, не перестав быть Богом, победил грех и смерть, нам оставил все средства спасительные для победы над грехом и злом, которые окончательно исчезнут после Его Второго Пришествия. Зло не сотворено вместе с добром, оно не имеет собственного какого-либо бытия. У Адама до грехопадения была также способность различать то, что приближает к Богу, и то, что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет. Адам знал о зле теоретически, а не опытно. Райское дерево познания добра и зла не сообщало Адаму о добре и зле, а через вкушение от него, нарушив заповедь Творца, они имели опытное познание того великого различия, какое существует между добром, от которого отпали, и злом, в которое впали. Древо познания добра и зла, как и обычные деревья, по природе своей не содержало в себе зла. Зло есть не природа, а состояние природы, или, точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу.

Источником зла и греха является не Божество, а свобода твари, ее самоопределение и отпадение от Бога. Человек, лишенный свободы самоопределения, не может любить Бога и всего творения Божьего добровольно. Если бы не было возможности совершить грех, то не было бы никакой заслуги добра, подвига, преданности, добродетель была бы не добровольной, а запрограммированной, а значит, не имеющей никакой духовной ценности.

Тем не менее, ошибочно будет утверждать, что зло необходимо для выявления добра. Нельзя обвинять Бога в том, что Он создал именно такой мир, в котором мы сейчас живем. Е.Н. Трубецкой пишет: “Предвидеть зло, сознавать его еще не значит его хотеть”. Бог хочет благо и спасения мира. Но Всемогущество Бога не может навязать нам блага вопреки нашей свободной воле. Бог не может действовать вопреки Своей природе, действовать в нарушение Высшей Правды и совершать безнравственные деяния. Бог может лишь то, что возможно сделать. Господь, промышляя о мире, исправляет уклонение свободных духовно-разумных существ от установленного Им порядка. Пресекает зло или исправляет его и обращает к добрым последствиям. В злоупотреблении своей свободой мы не можем обвинять Бога.

“Велик ли наш опыт? Что мы можем сказать о конечных целях, когда итог еще не подведен? Временные несчастья означают задачу, скрывающую в себе Божьи дары и благословения, которые человеку предстоит развить и вывести на свет посредством работы свободной воли. Как дары, так и уроки свои Провидение раздает не слепо, хотя лежащая в основе этого мудрость и находится вне нашего кругозора”. Вот те слова протоирея Стефана Остроумова, с которыми не может не согласиться православный христианин.

Зло не инертно, оно действует агрессивно и разрушительно через своих носителей. Оно есть бунт против Бога. Носителями зла помимо человека являются и падшие духи — окончательно закореневшие в своей злобе существа. Они проявляют активность, паразитируя на доброй по своей сути природе. Падшие духи воздействуют на человека, склоняя его ко греху, но не обязывают совершить его. Они ослепляют ум, делают его неспособным видеть и воспринимать истину, воздействуют на волю, возбуждают в человеке порочные и преступные желания. Они порождают недобрые чувства: тревогу, страх, тоску, уныние, печаль и т.п. Обычно действия злых духов для неопытного в духовной жизни человека незаметны. Как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно заняты нами.

“Мятежный дух, — пишет В.Н. Лосский, — начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и поэтому он силится разрушить в нем Божественный план, и за невозможностью уничтожить Творение, хотя бы исказить его”. Для диавола и ангелов его зло и грех стали насущной потребностью. Они ни о чем другом не мыслят и ни в чем ином не находят “успокоения”, кроме совершения зла. Для злых духов никакое исправление воли, никакое покаяние не возможно. Гордость и обдуманное, бесповоротное упорство в противлении Богу влекут их все дальше и дальше, они отпадают от Бога в страну мрака, зла и духовной смерти, где нет места для раскаяния. Почему Бог не уничтожает злых духов? По великой попечительности о нас. Падшие духи не могут овладеть нами насильно, а только с согласия нашей воли. Бог ограничивает и попускает деятельность злых духов, чтобы человек познал себя, исправился и обратился к Богу.

Сколько бы мы не рассуждали о эле, объяснить его мы можем лишь отчасти. Н.А. Бердяев говорил: “Зло — стихия темная, иррациональная, и не надо рассматривать его как нечто логичное”. Объяснить зло, дать логически ясную теодицею — значит сделать зло обоснованным, а оно не обоснованно, оно — как слепая стихия бунта, как темное стремление против света. Зло и грех иррациональны, поэтому рационально, логически оно и необъяснимо. Оно коренится в безумии твари, которая стремится уйти от истины и Бога. Стремление ко злу находится за гранью мысли. Поэтому Христос не говорил, как оно возникло, так как мы бы этого не поняли, ибо это находится за пределами нашего разума. Спаситель сказал, как жить в мире, где есть зло.

Зло в своем потенциале, в самом своем источнике — в свободе самоопределения, — в будущем уничтожится окончательно. Это будет не свобода от искушения, а победа свободной воли над искушением. Человечество и все творение Божие достигнет и уже достигает через святых непадательного в грех состояния. “Христиане ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда” (2Пет. 3; 13). На смену настоящему состоянию мира придет новое состояние — более совершенное.

Все, что уводит нас от Бога, есть зло, даже если это дает нам удовольствия, интерес и удобства. Все, что приводит человека к Богу, даже если на данный момент это не доставляет нам удовольствия, — есть добро. Весь наш интеллект говорит, что добро — счастье и свет, зло — тьма и погибель!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *